20 ноября в школе №14 в рамках Седьмых Московских областных Рождественских образовательных чтений прошел круглый стол с педагогами школ города по теме «Россия – XIX век. История русского Просвещения». Одна из задач круглого стола состояла в том, чтобы рассмотреть традиции духовно-нравственного просвещения молодёжи в истории Российского образования. Не секрет, что пренебрежение национально-историческими  традициями, забвение исторической памяти, попрание поверенных веками нравственных ценностей, может привести к неминуемой гибели. Поэтому мы и обратились к  педагогическому наследию великих русских педагогов прошлых веков. Учителя вспомнили о классическом образовании XIXвека, рассмотрели путь развития Просвещения со времён Киевской Руси до начала XXвека, осветили вопросы народного просвещения в деятельности К.П. Победоносцева,  вспомнили о  личности святого праведного Иоанна Кронштадского как примере нравственного облика педагога, подробно рассмотрели задачи духовно-нравственного образования современного юношества в контексте историко-педагогической традиции, рассмотрев  деятельность плеяды талантливых русских педагогов: К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского, Н.И. Пирогова. Пришли к мнению, что прав был И.Кронштадский, говоря о главной задачи образования юношества: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, - на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нём чистый пламень жизни, так чтобы он горел и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниями и стремлениям человека, всей его жизни». Выступления готовили учителя школы Степакова С.В, Мерзликина М.В., Гулидина О.Ю., Заслонко Т.Ю., Савельева Т.Н. Большую помощь в организации мероприятия оказал Мирских И.А. Все выступления были очень интересны. Так, Т.Н. Савельева, рассказывая о деятельности К.Д. Ушинского отметила, что мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагогической теории К. Д. Ушинского. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. “Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”,— писал Ушинский. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. О. Ю.Гулидина в своем выступлении отметила, что  идея классического образования проста: она является образцовой для всякого образования вообще и состоит в том, чтобы ни одна сторона человеческой души не оставалась в процессе образования беспризорной. В основе классического образования лежит гуманистическая концепция – воспитание всесторонне развитой личности. Российское классическое образование 19 века было исконно связано с Православием, так как духовная составляющая никак не может быть выпущена из поля зрения школы. Т.Ю. Заслонко, говоря о деятельности К.П. Победоносцева, отметила, что он главной задачей школы называл не образование, а воспитание, и выдвигал идею всеобщего начального образования. В начальной школе он видел, прежде всего,  хранительницу российских традиций, религиозных устоев, нравственных норм и только потом собственно место обучения. По окончании каждого выступления педагоги из других школ высказывали свою точку зрения по поднятой проблеме, отмечали те принципы – ценности педагогической деятельности, которые были присущи тому или иному педагогу.  В конце круглого стола при подведении итогов пришли к выводу, что «пора отказаться от попыток сделать Россию английской, Россию французской, Россию немецкой. Пора понять, что с того момента, когда Россия перестанет быть русской, она перестанет существовать» (С.С. Уваров). Учителя высказали мнение, что подобные мероприятия надо проводить чаще.

Назад на главную страницу